Парламент готовится в очередной раз рассматривать законопроект о рынке земель. Эксперты и будущие участники рынка рассказали «Главреду», каким они хотели бы видеть данный закон.

На исходе 2011 года Верховная Рада выполнила ставшую уже традиционной процедуру по продлению моратория на торговые операции с землей сельскохозяйственного назначения. Согласно принятому закону, до 1 января 2013 года сельхозугодья не подлежат отчуждению, также не может меняться их целевое назначение. Обоснование тому тоже традиционное – отсутствие надлежащей законодательной базы, регулирующей отношения на рынке земли. За оставшийся год нашим законодателям предстоит ее подготовить.

10 января с двенадцати дня и до восьми вечера комитет Верховной Рады по вопросам аграрной политики и земельных отношений обсуждал проект закона №9001-д «О рынке земель». Было рассмотрено, как сообщил «Главреду» заведующий секретариатом комитета Александр Старинец, 1335 поправок. На 12 января назначено голосование по законопроекту, однако состоится ли оно, пока ни один из членов аграрного комитета точного ответа дать не может. В то же время спикер Верховной Рады Владимир Литвин считает, что «чувствительные» законопроекты, касающиеся газа и земли, лучше до конца текущей, 9-й, сессии уже не рассматривать.

«Главред» спросил экспертов и потенциальных игроков рынка, каким бы они хотели получить «на выходе» закон «О рынке земель».

Андрей Кошиль, президент ассоциации «Земельный союз Украины»:

Украине, безусловно, нужен закон, регулирующий земельные отношения. Продлять мораторий на продажу земель сельскохозяйственного назначения бесконечно нельзя, и причин тому много, начиная с нарушения конституционных прав граждан и заканчивая тем, что у нас из-за моратория стал функционировать теневой рынок, и происходящие на нем процессы нельзя ни отследить, ни влиять на них.

Снятию запрета на операции с землей должно предшествовать принятие нормативных актов, регламентирующих правила поведения игроков этого рынка. Над законопроектом «О рынке земель» еще идет работа, в комитет Верховной Рады по аграрной политике и земельным отношениям поступило много предложений и замечаний. Лучше не торопить принятие этого закона, отработать и согласовать все поступившие предложения и только тогда выносить на рассмотрение.

Предполагаю, что закон, в случае его принятия, будет носить базовый характер, в него со временем будут вноситься изменения.

В проекте документа затрагивается очень широкий спектр отношений, в который вовлечено большое количество субъектов. Наиболее спорные моменты этого закона — ограничение максимальной площади земель, которые можно сконцентрировать в одних руках, запрет юридическим лицам и нерезидентам приобретать земли сельхозназначения и норма по ограничению площади аренды, появившаяся в последней редакции законопроекта и вызывающая особенно много дискуссий.

Валерий Геец, директор Института экономики и прогнозирования НАНУ:

Закон «О рынке земель» крайне необходим. Этот документ призван создать условия на рынке земли, которые не привели бы к концентрации огромных площадей в одних руках с ужасающими последствиями для Украины, разрушительными для структуры ее экономики. Нельзя допустить, чтобы в аграрном секторе повторилось то, что произошло в промышленности, где все средства производства оказались у нескольких владельцев, из которых сейчас сформировался олигархат.

В ходе принятия и реализации этого закона нам обязательно нужно, чтобы сельскохозяйственная земля, после того, как она войдет в оборот, выполняла две функции – экономическую и социальную. Если потенциальный собственник имеет личную заинтересованность в экономической эффективности от использования приобретенных им площадей, то выполнение второй функции он не считает своей прямой обязанностью. В то же время нивелирование социальной функции неминуемо приведет к негативным процессам в украинском селе, так как земельные площади и сельские территории находятся во взаимосвязанном развитии.

Михаил Шевченко, руководитель фермерского хозяйства «Урожай», Сумская область (в аренде 9 тыс. га пахотной земли):

Сейчас сложно ответить на вопрос, каким должен быть рынок земли. Однозначно он должен быть прозрачным, и владеть землей, конечно, должен тот, кто ее обрабатывает. Но мне, как фермеру, который работает на арендованной земле, чтобы купить ее, придется использовать оборотные средства, которые я вкладываю в обработку земли. В условиях, когда программа по государственной поддержке сельхозпроизводителя у нас практически не выполняется, а цены на технику, горюче-смазочные материалы, посевной материал и удобрения постоянно растут, изымать такую сумму из оборота нерентабельно. Тем более что часть этой суммы и так составляют банковские кредиты.

Увлечение ипотечными кредитами, когда в качестве залога можно будет закладывать землю, находящуюся в собственности, может быть чревато тем, что банки, а не сельхозпроизводитель, станут со временем владельцами большей части сельхозугодий. Это ни к чему хорошему не приведет.

Норма о том, что покупателем сельхозземли в обязательном порядке должно быть государство, была бы хороша в том случае, если бы наши чиновники были патриотами, а не дельцами.

Да и проблема главная сейчас состоит не в том, как продать или купить землю, а в том, как грамотно и эффективно организовать на ней многоотраслевое хозяйство замкнутого цикла, как выгодно продать изготовленную продукцию. Но, кроме невыплат положенных бюджетом дотаций, мы получаем еще и ограничения в виде квотирования и лицензирования экспорта.

 

Додайте свій коментар (оберіть спосіб)

Один коментар до Какой закон о рынке земли нужен Украине?
  1. Больше всего удивляет, что в большинстве дискуссий о свободном рынке земли сами собственники паев участия не принимают. Участвуют эксперты, ученые, представители аграрных объединений и холдингов — но не обычные крестьяне, получившие свои наделы.

ВКонтакте
FaceBook
Стандартні

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>